Простые вопросы

О смысле жизни


    Принято считать, что вопрос о смысле жизни не имеет ответа.
    К вопросу этому относятся как к юношеской болезни – каждый должен ею переболеть, и, переболев, забыть. А для тех, кто почему-то не забывает, всегда наготове ответ: «Смысл жизни – в самой жизни!»
    И вот тут я должен уличить говорящих это в обмане, ибо все взрослые знают, что смысл в жизни есть, но скрывают это даже сами от себя. Сколько раз мы слышали, как люди сетуют на несправедливость судьбы, когда узнают о чьей-то преждевременной смерти: «Как мало прожил!», «Он ничего не успел!», «Какая нелепая смерть!».
    Как будто смерть может быть «лепой», или, проживи он чуть побольше, в его смерти уже появится какой-то смысл. А может смысл появляется не в смерти, а в жизни?
    А если это так, то тогда в чём он?

    Для того чтобы разобраться, попробуем посмотреть на жизнь человека не изнутри, где она состоит из отдельных событий, часов, дней, месяцев и лет, а снаружи, когда она видна вся – от начала и до конца. Жизнь – как одно неделимое целое.
    Для наглядности можно представить её в виде какого-нибудь предмета. Например, в виде монетки достоинством в одну единицу (– чего?) – жизни.
    И если представить жизнь таким образом, то окажется, что эта «монетка» вполне платежеспособна. Во всяком случае, ими охотно расплачиваются власть имущие в случае необходимости. Вспомните, как говорят дикторы по радио на 9 Мая: «Дорогой ценой заплатили мы за эту победу – 20 (двадцать) миллионов жизней …» Или оказалось вдруг что нужно отдать «свой интернациональный долг» в Афганистане. Ну, и чем мы его отдавали? Как всегда – «монетками».
    Только вот что интересно: те, кто «платят дорогой ценой» и «отдают свой интернациональный долг», расплачиваться, почему-то, предпочитают не своими «монетками», а чужими. И мы, если осмотримся, обнаружим вокруг себя множество таких желающих распорядиться нашими «монетками», только не в наших интересах, а в своих.
    А для того чтобы её потратить вовсе необязательно идти воевать – можно просто жить – и это тоже будет плата. В нашей обычной повседневной жизни мы медленно тратим (расходуем) свою «монетку». На что?
    Тут следует остановиться. И неспеша подумать.

    Каждый свободный человек (я подчеркиваю – каждый свободный человек) вправе сам распоряжаться своей жизнью. Он может сам решать, как и на что он будет тратить свою «монетку». Но если он по какой-либо причине этого не делает, то всегда найдётся кто-то, кто сделает это за него. И тогда человек перестаёт быть свободным.
    Но пока наша «монетка» зажата у нас в руке, мы можем сами решать, на что нам её потратить. Мы можем «заплатить» ею за что-нибудь хорошее, важное для нас, за то, за что нам не жалко отдать свою жизнь.
    Вот только как определить, что же для нас является этим «самым важным»?

    Мне будет удобнее говорить об этом языком образов: поэтому я, с вашего позволения, расскажу небольшую притчу.

    Бог, посылая души на Землю, дает каждой задание – что этот человек должен будет сделать в течение своей жизни. Обычно это несложные задания – они вполне посильные и соответствуют возможностям человека и той обстановке, в которой ему предстоит родиться.
    Но, вот беда, как только человек рождается – он сразу же «забывает» своё «задание». То ли сказывается стресс, испытываемый ребенком при родах, то ли сама «телесная жизнь» накладывает отпечаток «греховности», вовлекая нас с первых минут жизни в водоворот боли, радости, множества потребностей и удовольствий. Но только редко кому удаётся при рождении остаться «верным своему слову» и помнить то, зачем он пришел на эту Землю – это удел немногих – святых и пророков. Все остальные (простые смертные) о своем задании не помнят.
    Когда человек умирает – и его душа освобождается от тяжести тела – он «вспоминает», зачем был послан… и предстает перед Богом.
    Он начинает рассказывать, как он жил, почему совершил те или иные поступки. А Бог – он спрашивает у этого человека только одно: «Выполнил ли ты мое задание, с которым я тебя посылал на Землю?» Можно долго оправдываться и ссылаться на множество соблазнов существующих на Земле, и как трудно (а порой просто невозможно) перед ними устоять. Можно доказывать Богу свою правоту тем, что ты вёл праведную жизнь (почти святой), и что ты всю жизнь служил ему – Богу…
    Бог будет слушать, кивать, соглашаясь, и спрашивать только одно: «Выполнил ли ты мое задание, с которым я тебя посылал на Землю?»
    Он не будет наказывать «грешников» адом, как не станет и награждать «праведников» раем – у него нет ни рая, ни ада. Он всё понимает, и всех прощает. Он отпустит душу, чтобы она отдохнула и набралась сил. А сам, вздохнув, скажет: «Придётся послать кого-нибудь другого». Другого – но не тебя! – это и есть всё его наказание.

    Вот почему мы в своей жизни находимся в вечном поиске. Мы начинаем одно дело, и, не закончив его, берёмся за другое. Мы достигаем результатов, но не довольствуемся ими, а ищем чего-то нового.
    Бывает, что кто-то, несмотря на всю хаотичность такого способа поиска «смысла жизни», его находит. И тогда наступают разительные перемены: человек сразу успокаивается, перестаёт метаться, у него начинает всё получаться (дело ладится), он становится целостным. (Мы говорим: «Нашёл себя».) И его самого начинает волновать совсем другое: «Успею ли я сделать то, что должен?»

    Хуже, если человек в каком-либо деле уже достиг значительных высот, – будь это бизнес, политика, спорт, искусство или карьера – но не почувствовал, что это «его дело». Он будет постоянно ощущать свою непричастность к тому, что он делает. Будет страдать. Но мало кто из людей способен бросить всё, особенно, если они находятся на «вершине успеха», ради призрачной возможности найти своё «настоящее дело».
    Про такого человека можно сказать, что он уже распорядился своей «монеткой» (сам или с чей-то помощью), и распорядился ей неправильно. И теперь он, «заложив свою монетку», сам стал заложником. Он – не свободен.
    Чтобы вновь обрести свободу, он должен вернуть себе утраченную возможность самому решать, на что тратить свою жизнь. Найти свой смысл в жизни.

    Так что же это такое – «смысл жизни»?

    В наше старое доброе «советское» время было принято искать себе работу «по душе». Даже термин такой был – «призвание». Работе «по призванию» противопоставлялись погоня за материальным вознаграждением, и, даже, профессиональный успех и карьерный рост. (Как странно: сейчас – всё наоборот.)
    Понятие «призвание» было близко по смыслу и по содержанию понятию «счастье». В те «далекие времена» одно из определений гласило: «Счастье – это когда ты с удовольствием идёшь из дома на работу, а потом – с удовольствием идёшь с работы домой!» Во всяком случае, и «призвание» и «счастье» подразумевали под собой состояние гармонии – равновесия с окружающим миром и тем делом, которым человек занимался.

    Но это ещё – не смысл жизни!

    Как все мы знаем, счастье не может длиться вечно. Всё кончается – в том числе и жизнь. Поэтому (для «полного счастья») должна быть достигнута ещё одна «гармония» - ещё один вид равновесия – между «своим делом» (а точнее, его результатом) и самой жизнью. Обретение этого вида «гармонии» и будет означать появление «смысла жизни».
    Осталось только понять, где и как его находить.

    Должен сказать, это и есть самое трудное в данном вопросе. А для ответа вновь обратимся к нашей метафоре. Представим себе такую (чисто гипотетическую) ситуацию, когда Человек выполнив «задание, с которым Бог послал его на Землю», всё еще жив. Что ему в этой ситуации делать?
    Срочно умереть? Для того чтобы отчитаться перед Богом и, возможно, взять от него новое задание. Или можно ещё немного «пожить в своё удовольствие»? Задание ведь уже выполнено, так что можно и не спешить…

    И вопрос этот вовсе не праздный!
Он касается наполнения жизни смыслом. Если человек еще жив – значит, в этом должен быть какой-то смысл. Я, например, хочу жить с полной отдачей независимо от того, выполнил я уже своё «задание», или нет. И, кроме Бога, я отвечаю за свою жизнь перед другими людьми и перед самим собой. И, даже, я бы сказал, прежде всего - перед самим собой, а потом уже перед людьми и перед Богом.
Потому что самый важный для меня человек, от оценок и состояния которого я очень сильно зависим – это я сам. Затем следуют другие люди (мои близкие и те, мнением которых я дорожу). И только потом – Бог.

    Ну, и какие выводы?
    Что я предлагаю делать для того, чтобы каждый смог найти свой «смысл жизни»?

    Что делать? А вот что!
    Найдите себе дело – такое, которое бы соответствовало вам лично: вашим вкусам, интересам, способностям. Но отнестись к нему так, как будто его поручил вам Бог, как будто это самое важное и самое последнее дело в вашей жизни. И делайте его так, чтобы вам не было стыдно отчитываться за него ни перед собой, ни перед людьми, ни перед Богом. А когда сделаете – беритесь за следующее.
    И так до тех пор, пока не найдете такое дело, которое стоило бы вашей жизни, а ваша жизнь стоила бы этого дела. Вот тогда вам будет для чего жить, и будет за что умирать. И, умирая, вы уже никогда не скажете, что прожили впустую.
    Потому что у вас был, а, следовательно, и есть, смысл в жизни.


21.11.2007
В. Полевой

Hosted by uCoz